Аутизм и психология в семье
2022-03-30Аутизм это гетерогенный синдром, который характеризуется нарушениями в трех сферах:
- социальное взаимодействие;
- речь;
- круг интересов;
Основные признаки аутизма проявляются в том, как ребенок или взрослый ведет себя, будучи один или взаимодействует с другими людьми.
Эмоциональный контакт родителей при аутизме ребенка
Вам потребуется больше сил, времени и нервов на создание хороших условий и благоприятной обстановки, чем людям без таких проблем как у вас. Чтобы помочь своему особенному ребенку прожить жизнь счастливо и спокойно, нужно начать с себя.
Здоровье всех членов семьи так же важно, как и самочувствие особенного ребенка. Ведь у мамы, папы и бабушек с дедушками должны быть силы на все. Хорошим фундаментом для всеобщего спокойствия в семье станет создание здорового образа жизни и его поддержание. Оптимизм, правильное питание, умеренные физические нагрузки, разумное соотношение отдыха и труда, все это поможет создать хорошие условия в семье.
Если все ваши члены семьи будут спокойны, в доме будет хорошо, а вся жизнь благополучна, то ребенок будет постоянно накапливать силы и укреплять нервную систему.
Как общаться с ребенком, у которого РАС?
При контакте с ребёнком, страдающим аутизмом, стоит проявить особую осторожность:
- Важно создать ему безопасную обстановку, так как у ребенка нарушена координация и по возможности подстраховать его.
- Поддерживайте общение с ребенком постоянно, как можно больше сами говорите с малышом, проговаривая все свои действия. В разговоре используйте короткие предложения, избегайте иносказаний и абстрактных бесед, старайтесь говорить с ребенком о том, что ему интересно.
- Необходимо свести к минимуму свои эмоции в ответ на опасные ситуации и не показывать малышу испуга, расстройства, гнева. Исключите резкие звуки, резкие запахи, мощные источники света, резкое движение предметов.
- Держите комфортную ему дистанцию, в то же время ненавязчиво выражайте готовность к общению. Создайте ему зону, где он сможет при желании побыть один – для него это важно. У каждого малыша могут быть свои особые привычки, позволяющие расслабиться (посидеть на кресле, погладить мягкий плед).
- Учитывайте особенности своего ребенка и при выборе игрушек, ориентируясь на конкретные интересы малыша. Для таких детей рекомендуются игрушки, издающие звуки или играющие мелодию, кубики, фигурки животных, конструкторы. Научите его вместе с вами собирать пазлы или играть в спокойные настольные игры.
- Заведите дневник и записывайте зависимость поведения ребёнка от тех или иных ваших действий или ситуаций (это поможет вам выстроить общение).
- Купите домашнее животное вместе с ребенком, какое он захочет. Игры с животным помогают расслабиться.
Ежедневные занятия при аутизме
Психологическая помощь направлена на стабилизацию эмоционального фона, избавление от патологических страхов. Она помогает сформировать такое поведение, которое улучшает социализацию. Чем лучше удаются совместные занятия с близкими или специалистами, тем больше достижений для особенного малыша.
Следует уделить внимание таким моментам:
- развитие межличностных отношений, когда обучают адекватным социальным навыкам (общение с новыми людьми, правильное поведение в обществе);
- сенсорная и визуальная терапия, которая помогает воспринимать мир посредством изображений, видеоигр и сенсорных функций организма (органы осязания, чувств, обоняния);
- терапия посредством игры, когда можно выявить конкретные проблемы у пациента, эффективно их решить (разработаны специализированные сценарии);
- пет-терапия, что представляет собой метод общения с животными (лошадь, собака, дельфин), снижает стрессовые состояния, приступ гнева, вспыльчивость;
Данные методы можно применять в домашних условиях.
Сенсорные игры в окружении близких при аутизме
Дети с задержкой развития страдают «сенсорным голоданием». То есть, не могут в полной мере изучать все, что их окружает, либо получают неверное восприятие.
Занятия по сенсорному развитию помогают приобретать новые знания. Существуют занятия по сенсорной интеграции со специалистами.
Также важно заниматься с ребенком дома каждый день, для этого можно все сделать из подручных средств дома.
Игры для зрительного восприятия
На самом деле, игр для развития сенсорного восприятия существует очень много, нужно только проявить фантазию и смекалку.
- Одевайтесь дома в яркую одежду, можно использовать элементы карнавальных костюмов (можно с ярким макияжем). Это хорошо привлекает внимание и развивает зрительное восприятие.
- Для привлечения внимания используйте сначала картинки черно-белые. На белом фоне нарисуйте черный квадрат или круг, затем, наоборот, на черном фоне белый предмет. От простого к сложному и увеличивайте количество картинок.
- Смешивайте цвета, рисуйте любыми красками. Ребенку очень интересно наблюдать за тем, какой цвет получится.
Такие занятия очень важны для дальнейшего развития ребенка. Не отчаивайтесь, если у вас что-то не получается. Занимайтесь в хорошем настроении, чтобы игры были в радость не только малышу, но и вам.
Игры для слухового восприятия.
Начиная с самого рождения, родители уже развивают слух у малыша, когда зовут его по имени или просто разговаривают с ним, поют ему колыбельные, читают сказки, играют с погремушками.
- Читайте книги, рассказывайте обо всем вокруг, что делаете и проговаривайте вслух.
- Когда готовите еду, рассказывайте ребенку из чего это блюдо.
- Можно игру начать с хлопанья в ладоши, затем палочками или ложками продолжить. Используйте различные музыкальные инструменты, что понравится ребенку (подойдут любые кастрюли, стеклянные банки).
- Погреметь погремушкой, чтобы малыш видел ее, а затем за его спиной. Ребенок начинает поворачивать голову или ищет предмет глазами.
- Можно петь песни вместе, даже если ребенок не поет и не говорит.
Не переживайте, если вам кажется, что ребенок ничего не понимает, нужно терпение и непрерывность ваших домашних занятий.
Игры для развития вкуса и обоняния
- Предлагайте ребенку продукты разные по вкусу, если нет противопоказаний (сладкое, соленое, кислое, горькое). Достаточно того, чтобы он просто облизнет и не обязательно, чтобы малыш съедал все целиком.
- Обговаривайте, какие запахи приятные, а какие не очень.
- Давайте ребенку нюхать цветы, косметику, фрукты или другую еду. Ищите то, что имеет запах (если нет аллергии).
Тактильные игры
Можно придумать множество игр, которые подойдут именно вашему ребенку.
Для ощущения тепла, холода, боли, поверхностной чувствительности.
-
Лепка из всевозможных масс (пластилин, кинетический песок, тесто для лепки).
-
Рисование пальцами на зеркале красками или пеной для бритья. Помогает развивать не только тактильные ощущения, но и ощущение в пространстве самого себя.
-
Закройте ребенку глаза, пусть он на ощупь угадывает знакомые ему предметы.
-
Когда купаете ребенка, то можно опускать ладошки в тазик с разной температурой воды. Дать ему в руку кусочек льда, лед будет таять, это будет ощущение тепла и холода.
-
Собирайте в лесу или парке камешки, шишки, желуди, веточки. На улице можно трогать ветки у елки, листья.
-
Игры с животными, когда можно погладить собаку или кота.
Помощь специалистов и индивидуальные программы при аутизме
Задача поведенческой терапии это избавление от нежелательного поведения, адаптирование человека к независимости. Практикуют всевозможные принципы данного лечения.
АВА терапия
Прикладной анализ поведения (АВА) основан на системе награждения и мотивации малыша. АВА терапия развивает у ребенка адаптационное поведение, улучшает общение с окружающими, способность к обучению. При положительной реакции на действие ребенка поощряют и это подталкивает его поступать так же при подобных ситуациях, негативную реакцию игнорируют.
Программа TEACCH
Коррекционно-педагогическая методика (программаTEACCH), основана на методе невербального (язык тела) общения. У ребенка формируются следующие способности:
- развитие мелкой и крупной моторики;
- речь;
- общение с окружающим миром;
- навык к самообслуживанию;
- подражание, копирование действе;
- оценка информации;
У Вашего ребенка формируются интуитивные и простые повседневные умения и навыки.
Эрготерапия
Эрготерапия это метод лечения аутизма, основанный на трудотерапии, на выполнении упражнений, обучающих играх.
При помощи данного метода у ребенка формируются навыки для повседневной жизни (личная гигиена, приготовление пищи, уход за домашними животными).
С помощью трудотерапии улучшается активность и координация движений, развивается принятие информации посредством органов чувств.
Основные принципы наблюдения малыша с аутизмом
Чем меньше будет потрачено времени на неэффективное вмешательства, тем лучше и качественнее можно будет помочь Вашему ребенку. Доказательная практика, которая применяется во всем мире, использует методы для лечения симптомов аутизма:
- медико-биологические (диеты, витамины, лекарственные средства);
- образовательные;
- поведенческие;
- альтернативные (гомеопатия, натуропатия);
Использование современных методов обследований (общеклинические, генетические тесты, УЗИ обследования, МРТ и другие) которые применяются и в генетике, и в психиатрии – не оставят человека без помощи.
Образовательные специальные программы связаны с управлением поведения. Здесь важен индивидуальный подход, все зависит от причин аутизма, своевременности начало лечения, понимания родителей ребенка.