Отличие синдрома Аспергера от аутизма
2022-05-27Синдром Аспергера – это часть спектра аутизма, но его отличие – в раннем развитии речи. Это и выделяет синдром Аспергера среди других расстройств развития. Синдром Аспергера и высокофункциональный аутизм часто описывают как один и тот же диагноз.
Синдром Аспергера является вариантом аутизма и классифицируется как расстройство нервного и психического развития, влияющее на психическое здоровье. Он отличается от других форм аутизма прежде всего тем, что обычно не нарушается речевое развитие и не снижается интеллект.
По статистике патология возникает у 23-24 из 10000 детей. Проявлению болезни больше подвержены мужчины, чем у женщин.
Синдром получил название в честь австрийского психиатра и педиатра Hans Asperger. В 1944 году он описал детей, отличавшихся отсутствием способностей к невербальной коммуникации, ограниченной эмпатией по отношению к сверстникам и физической неловкостью
Какие причины синдрома Аспергера?
Синдром Аспергера — это психическое расстройство, характеризующееся коммуникативными трудностями. Такому человеку нелегко дается взаимодействие с социумом, а мышление отличается стереотипностью.
Набор интересов при этом с возрастом не меняется. Многие ученые относят данное нарушение к расстройствам аутистического спектра (РАС). Однако по многим характеристикам синдром коренным образом отличается от аутизма.
К факторам риска относят:
- недоношенность младенца;
- возраст родителей, превышающий 40 лет;
- влияние биологически вредных веществ на организм женщины во время беременности;
- наследственность;
Существует теория о воздействии негативных факторов экологии на ребенка в первые полгода жизни, что провоцирует появление признаков синдрома.
К наиболее частым причинам синдрома Аспергера относят:
- мутацию хромосом;
- предрасположенности, вызывающие расстройство Аспергера под влиянием неблагоприятных воздействий окружающей среды;
- следствие различных заболеваний (токсоплазмоз, цитомегаловирус, ветряную оспа, краснуха при беременности);
- факторы, связанные с окончанием беременности это искусственные роды, ягодичное предлежание, низкий вес при рождении;
- перинатальную травму или травму плода;
- повреждение центральной нервной системы;
- инфекции, связанные с поражением головного мозга;
- осложнения после вакцины;
- нарушения биохимических и нейрохимических процессов в головном мозге, в том числе изменения обмена серотонина;
Генетические причины всего спектра аутизма оказались чрезвычайно разнообразными и очень сложными. Изменения в более 1000 генов сообщалось, что они приводят к повышенному риску РАС. Многие из генов, связанных с РАС, участвуют в развитии мозга. Некоторые исследования близнецов показывают, что аутизм — это в высшей степени наследственное заболевание, и по состоянию на 2009 г. известные генетические синдромы, мутации и метаболические заболевания составляют до 20% случаев аутизма.
Огромные возможности сочетания многих генетических вариаций являются причиной большого разнообразия и широты спектра аутизма, включая синдром Аспергера.
Субмикроскопические изменения хромосом играют ключевую роль при аутизме, а именно вариации числа копий. Хромосомные аномалии чаще всего возникают в форме дупликации или делеции гена, которые возникают при мейозе (образовании яйцеклеток матери или сперматозоидов отца).
На сегодняшний день синдром Аспергера является наименее изученным расстройством. Единого мнения по поводу возникновения синдрома нет, но выделены основные теории:
- дефект Х-хромосомы, которая чаще встречается у мальчиков;
- негативное воздействие окружающей среды, когда отмечают взаимосвязь между протеканием беременности и токсичностью воздуха (условия могут привести к развитию самых разных патологий у плода);
- наследственность имеет значение, когда синдром передается по наследству. Известны случаи, когда в одной семье синдром Аспергера был диагностирован сразу у нескольких членов семьи;
Как проявляется этот синдром?
Среди симптомов синдрома Аспергера ключевым проявлением является трудность во взаимодействии с другими людьми.
Хотя первые признаки других форм аутизма появляются в первые месяцы жизни, синдром Аспергера обычно проявляется только после трехлетнего возраста. Общие характеристики: качественное нарушение социального общения и взаимодействия, отсутствие эмпатии, сенсорные, моторные и языковые особенности, ярко выраженные узкие интересы.
Как синдром Аспергера проявляется у детей:
- заторможенное развитие моторики;
- нарушение координации движений;
- ощущение дискомфорта при изменении стандартов поведения;
- потребность выполнять одни и те же действия ежедневно;
- возникает монотонная речь и отсутствует тональность;
Дети с синдромом Аспергера находятся на высоком уровне функционального аутизма и не демонстрируют задержки речи или интеллектуального развития.
Проявления синдрома Аспергера у взрослых:
- невозможность воспринимать юмор или скрытый смысл предложений;
- неспособность понять проблемы собеседника;
- темы беседы, вызывающие недоумение у окружающих;
- нарушение социальных связей, проявляемых в трудности поддержания разговора;
- замкнутость, отсутствие интереса к другим людям;
Диагностика синдрома Аспергера
По сравнению с высокофункциональным аутизмом, синдром Аспергера характеризуется дефицитами в невербальных способностях. Это решение зрительно-пространственных проблем и зрительно моторная координация, но более высокими вербальными способностями.
Диагностические критерии помогают только принять решение о том, есть ли у человека аутизм, поскольку признаков аутизма очень много: у каждого человека есть хотя бы несколько, и ни у кого нет всех. Эти признаки не являются универсальными. При подтверждении диагноза признаки остаются только ключевые, выраженные у всех аутичных людей.
Люди с аутизмом с сохранным интеллектом похожи на людей с признаками синдрома Аспергера. И те, и другие сталкиваются со сложностью диагностики, потому что проблем с развитием речи и интеллекта у них может не быть вовсе.
Иногда детям с синдромом Аспергера часто ошибочно ставят такие диагнозы как шизофрения или синдром дефицита (СДВГ).
При расстройствах шизофренического спектра возникают эмоционально-волевые нарушения (неуравновешенность, нарушения психомоторики, плохая приспособляемость к переменам, расстройства настроения).
У СДВГ и аутизма бывает общие сходства:
- невнимательность в коммуникации;
- сложности с обучением;
- иррациональная физическая активность, а при аутизме могут быть повторяющиеся движения;
Для ребенка с синдромом Аспергера не так характерны проблемы с удержанием внимания. А вот детям с аутизмом свойственна, наоборот, избыточная концентрация на том, что вызывает у них особый интерес.
Чаще всего синдром Аспергера у детей устанавливается маленьким пациентам, возрастом от 4 до 14 лет. Именно в этом периоде видны черты, влияющие на обучение и взаимоотношения с людьми. Эти изменения замечают учителя или родители, что вынуждает показать ребёнка специалисту.
Диагностировать это заболевание гораздо труднее, чем аутизм. Особенно это касается ранних стадий. При прогрессировании изменения в головном мозге, клиническая картина будет проявляться у человека.
Диагноз подтверждается специалистами: генетик, психолог, психиатр, невропатолог и дефектолог. Все эти специалисты имеют опыт работы именно с детьми, так как все занятия и беседы с ребенком проводятся в виде игры. Дается оценка уровню интеллектуального, психоречевого развития ребенка и его способности к коммуникации. Составляют родословную и собирают анамнез, назначают необходимые обследования на генетические мутации, на нарушения метаболизма и дополнительные УЗИ, МРТ.
К основным методам диагностики синдрома относятся:
- Ультразвуковое исследование головного мозга, когда можно обнаружить или исключить различные патологии, способные вызывать симптомы расстройства.
- ЭЭГ также дает возможность оценить состояние головного мозга, так как часто расстройства аутистического спектра сопровождаются эпилепсией.
- ЛОР-обследование, чтобы исключить тугоухость.
- Тестирование при помощи специальных опросников, которые доступны не только узким специалистам, но и заинтересованным людям.
Помощь и виды лечения при синдроме Аспергера
Лечение синдрома Аспергера сводится к психотерапевтическому воздействию. Весьма эффективны такие методы, как психоанализ и поведенческая терапия. Основной задачей при этом будет социальная адаптация в обществе.
При лечении синдрома Аспергера могут применять:
- медикаментозные средства при тревожности, невнимательности;
- тренинг социальных навыков, когда при групповой терапии помогают научиться взаимодействовать с другими;
- когнитивную поведенческую терапию, когда помогают управлять своими эмоциями;
- помощь логопеда для развития речи;
- тренинги и поддержка родителей;
К осложнениям синдрома необходимо относится внимательно:
- длительные депрессии;
- обсессивно-компульсивное расстройство;
- тревожное расстройство без определенной причины;
Применяют разные методы релаксации и они зависит от индивидуальных особенностей человека. Маленькие дети могут успокоиться при просмотре своего любимого видео. Старшие дети и взрослые могут предпочитать прослушивание успокаивающей музыки.
Также можно включать массаж, глубокое дыхание, ароматерапии и использованием позитивного настроя.
Если человек очень перевозбужден, то предлагают физические упражнения. Это могут быть батут или качели, длительные прогулки (можно с собакой). Любимую работу по дому с применением физических усилий.
Против тревожности может быть медикаментозное лечение под контролем специалиста:
- применяют экстракт зверобоя;
- буспирон;
- пропранолол;
- клоназепам;
- бензодиазепины и антидепрессанты из класса селективных ингибиторов обратного захвата серотонина;
Все препараты назначает и контролирует врач, который знает о синдроме Аспергера или аутизме.
Что надо запомнить при диагнозе синдром Аспергера?
Люди с синдромом Аспергера могут страдать от различных проблем психического здоровья, особенно депрессии и тревожности, а также импульсивности и перепадов настроения.
У них могут ошибочно диагностировать психотические расстройства, поэтому очень важно, чтобы их лечащие психотерапевты были хорошо осведомлены о синдроме Аспергера.
У детей, которым поставлен синдром Аспергера, проявляется своеобразное поведение и мышление. Можно считать их менее чувственными, но более прагматичными.
Поэтому так важно правильно расставлять приоритеты и выявлять таланты, которые позволят ребенку их раскрыть. Это подтверждают примеры успешных людей с синдромом Аспергера, например Эйнштейн и Моцарт.
📒 Частые вопросы о синдроме Аспергера
Как ведут себя люди с синдромом Аспергера?
При синдроме Аспергера отмечают наличие нарушений социального взаимодействия и отчетливого повторяющегося стереотипного поведения или активности. Но при этом состояние не сопровождается задержкой в развитии речи и другими речевыми нарушениями, включая ограничение словарного запаса и трудности в подборе слов.
Как узнать есть ли у ребенка синдром Аспергера?
Детям с синдромом Аспергера трудно выражаться эмоционально. Также они не воспринимают жестов, мимики, интонации голоса, им тяжело подобрать тему для разговора, понять, когда разговор можно начать или закончить. Для них трудно понимать юмор, сарказм, иносказания. Сложности в коммуникации сказываются на социальных взаимодействиях.
Чем аутизм отличается от синдрома Аспергера?
В отличие от других видов аутизма, при синдроме Аспергера нет существенной задержки в речевом и когнитивном развитии. Интеллект чаще нормальный (общий показатель IQ не менее 70), при этом вербальный интеллект развит лучше, а невербальный хуже, а интеллект может быть выше нормы.
Какая диагностика с. Аспергера в МКБ-10?
Синдром Аспергера, которой как нозологическая единица оспаривается, характеризуется тем же типом качественных нарушений взаимного социального взаимодействия, как и при детском аутизме, и ограниченным, стереотипным, повторяющимся репертуаром интересов и действий: F84.5.
Отличие от детского аутизма прежде всего тем фактом, что нет общей задержки или отставания ни в речи, ни в когнитивном развитии. Это состояние часто ассоциируется с выраженной неуклюжестью. Нарушения имеют ярко выраженную тенденцию сохраняться в подростковом и взрослом возрасте. Также эпизоды психотического характера встречаются в ранней взрослой жизни.
Какая диагностика с. Аспергера в МКБ-11?
В новых версиях классификаций: МКБ-11 и DSM-V — синдрома Аспергера как отдельного диагноза нет. В МКБ-11 ему соответствует код 6A02.0–расстройство аутистического спектра(РАС) без нарушения интеллектуального развития и с лёгким нарушением речевой функции или без него.
🖊 Подписывайтесь на электронную рассылку нашего сайта, чтобы читать новости о наследственности, генетике и видах обследований.
💁♂️ Если есть вопросы о синдроме Аспергера и диагностике при этом состоянии, то можете задавать вопросы на нашем сайте.