Когда ребенок начинает говорить?
2023-10-10- Развитие речи по периодам жизни ребенка
- Период 3 недели – 1 месяц жизни ребенка
- Период 2 – 3 месяца жизни малыша
- Период 4 – 6 месяцев жизни ребенка
- Период 6 – 9 месяцев жизни малыша
- Период 9 – 11 месяцев жизни ребенка
- Период 11 – 14 месяцев жизни малыша
- Период 14 до 18 месяцев жизни ребенка
- Период с 18 –24 месяца жизни малыша
- Период от 2 лет до 3 лет жизни ребенка
- Когда считается задержка речи у ребенка?
- Как определить признаки нарушений речи у ребенка?
- Какие причины нарушений речи бывают?
- Какие обследования проводят при задержке речи?
- Что помогает развитию речи ребенка?
Речь это важная составляющая процесса социальной интеграции и взросления, поэтому родители с нетерпением ждут от своего малыша первых слов.
Умение произносить звуки и формировать из них отдельные слова у каждого малыша появляется в разное время, в зависимости от особенностей индивидуального развития.
Речь это высшая психическая функция и поэтому очень важен период внутриутробного развития ребенка. Родителям необходимо позаботиться о развитии речи еще до его рождения. Важно, чтобы будущая мама получала только положительные эмоции.
Ранний возраст считается очень важным периодом в жизни ребенка. Это время наиболее бурных и стремительных изменений в психическом и физическом развитии малыша. В ранний период ребенок делает первые шаги, учится говорить, начинает использовать жесты и другие коммуникативные средства.
В статье подробнее рассмотрим вопрос и сфокусируемся на том, как следует вести себя родителям, если ребенок не начинает говорить в ожидаемое ими время.
Развитие речи по периодам жизни ребенка
Многие родители не знают о том, когда у ребенка начинается восприятие окружающего мира и когда начинается речевое развитие.
Можно разделить раннее развитие и появление реакции на общение на несколько периодов.
Период 3 недели – 1 месяц жизни ребенка
В 3 недели – 1 месяц – появляется крик, обозначающий эмоциональный дискомфорт, боль или голод, а при физическом напряжении у ребенка появляются звуки “а”, “э”и может кряхтеть.
Период 2 – 3 месяца жизни малыша
В 2 – 3 месяца: у ребенка появляется гуление, он произносит простые звуки – а, у, ы, иногда в сочетании с г и это важный этап развития речи детей раннего возраста.
Период 4 – 6 месяцев жизни ребенка
В 4 – 6 месяцев малыш издает высокие певучие звуки, звуки восклицания, реагирует радостными звуками на лица близких.
Период 6 – 9 месяцев жизни малыша
В 6 – 9 месяцев ребенок лепечет и повторяет одинаковые слоги: гу-гу-гу, ма-ма-ма, ба-ба-ба, дя-дя-дя.
Период 9 – 11 месяцев жизни ребенка
В 9 – 11 месяцев малыш начинает подражать звукам речи взрослых.
Период 11 – 14 месяцев жизни малыша
С 11 – 14 месяцев – появляются первые осмысленные слова: баба, мама, папа, дядя, от 8 до 14 слов, соотносит слово с предметом.
К году ребенок должен говорить от 8 до 10 простых слов: дай, мама, папа, баба, на. То есть короткие простые слова из нескольких слогов. Именно в этот период заканчивается раннее речевое развитие и начинает формироваться моторная речь, как способ общения между людьми.
Период 14 до 18 месяцев жизни ребенка
С 14 до 18 месяца – в этот период ребенок пытается подражать звуки, которые слышит ежедневно: лай собаки – “гав-гав”, тиканье стрелок часов – “тик-так”, “бэкание” козы – “бэ-бээ” и многие другие. Также малыш может пытаться формировать простые звуки в слова: “мама”, “баба”.
Период с 18 –24 месяца жизни малыша
К 2 годам в словарном запасе малыша имеется 100-200 слов и он уже строит предложение из 2-3 слов.
- в 18 – 20 месяцев жизни – в это время ребенок выражает свои мысли и пожелания в повелительной форме (например дай, иди), также заметными становятся попытки сочетать уже знакомые простые слова в небольшие предложения;
- в 20 – 22 месяцев жизни – в этот период ребенок учится использовать слова во множественном числе, тем самым привлекая к коммуникации больше одного человека;
- в 22 – 24 месяцев жизни – словарный запас малыша увеличивается до 300 слов, большую часть которых составляют существительные;
Период от 2 лет до 3 лет жизни ребенка
К 3 годам словарный запас увеличивается до 1000 слов за счет обогащения жизненного опыта ребенка. Появляются простые предлоги: на, в, под, за, с, у. Ваш малыш запоминает стихи, детские песенки. А к концу 3 года большинство детей умеет грамматически правильно строить предложение, вести диалоги, рассказывать что, что видели и слышали.
Для родителей очень важно поддерживать ребенка в течение каждого из перечисленных этапов. Безусловно положительный эффект на детское умение выражать свои мысли будет чтение книг вместе, слушание музыки, просмотр мультфильмов и тому подобное. Так ассортимент звуков для малыша постепенно будет становиться шире.
Важно знать, что к концу первого года жизни словарный запас ребенка переваливает за 300 слов, а за два следующих года увеличивается почти в 5 раз.
Когда считается задержка речи у ребенка?
В целом развитие речи происходит равномерно и поэтапно. С каждым годом ребенок активно тренирует речевой аппарат, узнает новые слова и учится их применять по подобию родителей.
Даже крик в младенчестве имеет свою функцию, так как активно тренирует связки малыша. Для того чтобы развивать речь ребенка, необходимо ежедневно к нему обращаться, даже если он не говорит.
Родители могут наблюдать за малышом каждый день и отмечать прогресс в речевом развитии. Ребенок с задержкой развития речи это ребенок в возрасте от 18 до 30 месяцев, который хорошо понимает язык, обычно развивает моторику, игровые навыки, мыслительные и социальные навыки, но имеет ограниченный словарный запас для разговорной речи для его возраста.
Что должен уметь ребенок в:
- год – откликаться на имя и понимать слова обращения;
- два – строить небольшие предложения;
- три – иметь речь, похожую на взрослую, и активно расширять словарный запас;
- четыре – членораздельно и внятно объяснять свои желания, комментировать действия других и строить сложноподчиненные предложения;
- пять – активно фантазировать и хорошо запоминать стих или тексты;
Важно знать родителям, чтобы развивать речь ребенка, необходимо ежедневно к нему обращаться, разговаривать простыми несложными предложениями, даже если он не говорит.
Как определить признаки нарушений речи у ребенка?
В семье, где все взрослые принимают активное участие в развитии ребенка, важным моментом есть наблюдение за речью малыша по возрасту. Что может настораживать в ребенке:
- к концу 1 месяца ребенок не кричит перед кормлением;
- к концу 4 месяца не улыбается, когда с ним разговаривает мама, не гулит;
- к концу 5 месяца не прислушивается к звукам, к музыке, не реагирует и на громкие звуки;
- к концу 7 месяца не реагирует на интонацию голоса близких, не узнает голос мамы и не проявляет при этом оживления;
- к концу 9 месяца отсутствует лепет, ребенок не повторяет звукосочетания и слоги за взрослым, нет интереса к общению;
- к концу 1 года ребенок не машет ручкой, когда прощается, головой в знак отрицания, не произносит ни одного слова и не выполняет простые: возьми, дай, на;
К году ребенок должен говорить от 8 до 10 простых слов и это дай, мама, папа, баба, на (короткие простые слова из нескольких слогов). Именно в этот период заканчивается раннее речевое развитие и начинает формироваться моторная речь как способ общения между людьми.
Признаки нарушения речи после 1 года жизни ребенка
Период развития ребенка с 1 года до 3 лет это важный период, так как к концу первого года жизни словарный запас ребенка переваливает за 300 слов, а за два следующих года увеличивается почти в 5 раз.
Что могут родители заметить после года ребенка:
- к 1,5 годам не показывает и не называет маму и папу, не строит башню из кубиков, не дифференцирует звучащие игрушки, не использует указательный жест;
- к 2 годам не показывает маму и папу на фотографии, не показывает части тела, не выполняет двухступенчатую инструкцию (пойди на кухню и поставь чашку на стол);
- к 2,5 годам не различает смысл слов большой – маленький, не общается с детьми;
- к 3 годам не может назвать свое имя и фамилию, рассказать простой стих или короткую сказку;
Если родители или другие близкие люди заметили проблему, то лучше обратится к специалисту. Сначала к педиатру или неврологу, который подтвердит или опровергнет ваши догадки, а также объяснит, в каком возрасте ребенок должен начать говорить. Затем к генетику при подозрении на генетическую патологию. Далее следует показать малыша логопеду, который составит курс с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
Какие причины нарушений речи бывают?
Самые частые причины, которые приводят к задержке развития и нарушению речевого развития у ребенка это причины, связанные с беременностью и ранним развитием малыша.
Факторы при беременности, приводящие к нарушению речи ребенка:
- вредные привычки (курение, алкоголь, наркотические вещества);
- профессиональные вредные факторы, такие как перенапряжение, работа с химикатами или излучением, вибрация, ночные смены;
- использование запрещенных препаратов во время беременности;
- вирусные и эндокринные заболевания матери;
- угроза выкидыша, травмы;
- токсикоз при беременности;
- низкий уровень гемоглобина (анемия);
- неблагоприятные роды (гипоксия и родовая травма);
Наследственные факторы при нарушении речи малыша
Когда семья обследует ребенка у разных специалистов, то важно исключить наследственные заболевания. При задержке развития речи у ребенка могут быть генетические аномалии, наследственная предрасположенность такие как:
- врожденные пороки черепа и черепно-лицевые аномалии (“заячья губа”, “волчья пасть”);
- пороки центральной нервной системы (микроцефалия, гидроцефалия, эпилепсия);
- митохондриальная дисфункция при нарушении интеллекта и речи (лабораторно это повышение лактат/пируват и другие изменения);
- хромосомная и генная патология (синдром Дауна, синдром Патау, синдром Эдвардса, синдром Прадера-Вилли, синдром Ретта, с. Беквита-Видемана, псевдогипопаратиреоз, с. Рассела-Сильвера, синдром ломкой Х-хромосомы, с. Веста, туберозный склероз, с. Ангельмана, аутизм, с. Кабуки);
- обменные нарушения (ФКУ, гомоцистинурия, с. Леша-Нихена, с. Смита-Лемли-Опица);
- мозаичные мутации генов, связаны с риском развития аутизма (SCN 2A, SMARC A4, SCN 1A, ГРИН 2Б, ГРИН 2А);
- нарушение мозговой деятельности (синдром гиперактивности СДВГ, энцефалопатия, эпилепсия );
При подозрении на наследственные причины нарушения речевого развития ребенка, применяются методы клинической генетики, анализа фенотипа, генотипа и дополнительные обследования.
Причины нарушения речи при раннем развитии ребенка
После рождения ребенок может иметь проблемы с речью, которые связаны с перенесенными заболеваниями в ранний период. При раннем развитии причины нарушения речи могут быть:
- недоношенность;
- дети, которые получили при рождении низкие баллы по шкале Апгар (например, обвитие пуповины и гипоксия);
- заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни (менингит, вирусные болезни с нарушением слуха или зрения, травмы головы с кровоизлиянием);
- внешние причины это плохие социально-бытовые условия жизни, вызывающие педагогическую запущенность, задержку психического развития (например, малыш постоянно не слышит речь — родителей или других родственников);
- психологические травмы, когда малыш пережил стресс, сильно испугался чего-то или перенес психические болезни;
Точную причину нарушений определяет специалист (генетик, невролог, психолог, психиатр, нейрохирург), а вид речевого нарушения – учитель и логопед.
Какие обследования проводят при задержке речи?
Когда составлена родословная у генетика, осмотрены родители и ребенок (дети), затем составляют план обследования для уточнения генетических причин или других причин задержки речевого развития.
Важными моментами есть такой перечень обследований:
- осмотр ребенка сурдологом, окулистом, отоларингологом, неврологом, генетиком, нейрохирургом, психиатром;
- обследование зрения и слуха (внутриглазное давление, аудиограмма);
- по показаниям ЭХО-головы, ЭЭГ, МРТ, в/ч давление;
- рентген черепа (для исключения врожденных пороков);
- кариотипирование (при подозрении на хромосомную патологию);
- цитогенетический FISH-метод исследования при показаниях (выявить генетическую патологию у ребенка);
- исследование на органические кислоты (в моче);
- полиморфизм генов фолатного цикла;
- исследование крови на аминокислоты (панель на 28 а/к);
- анализ на непереносимость лактозы и глютена;
- панель на эпилепсию (при показаниях);
- осмотр челюстно-лицевым хирургом при подозрении на ВПР челюстей, короткой уздечке языка;
Когда ребенка обследовали и выяснили причину, то такая ситуация для родителей имеет перспективы. А когда еще надо разбираться с причинами ЗПР, то важно не забывать о наследственных синдромах с умственной отсталостью и наблюдаться у генетика и психиатра.
Что помогает развитию речи ребенка?
Начиная с самого рождения, родители уже развивают слух у малыша, когда зовут его по имени или просто разговаривают с ним, поют ему колыбельные, читают сказки, играют с погремушками.
Каждой маме (или другим родственникам) стоит запомнить пять простых действий, которые позволяют улучшить речь ребенка:
- чаще общаться с ребенком;
- слушать своего малыша;
- развивать мелкую и крупную моторики;
- фантазировать с ребенком;
- петь и слушать музыку вместе;
Развитие ребенка это долгий, но достаточно простой процесс. В общении со своим малышом необходимо действовать интуитивно и откликаться на его желания. Сочиняйте сказки, пойте вместе песни, собирайте пазлы и разговаривайте. Когда готовите еду, рассказывайте ребенку из чего это блюдо.
Для того чтобы развивать речь малыша, родителям необходимо помнить о ряде правил. В список ограничений входят: красноречивые длинные обороты, повторение неправильных слов малыша, длительное применение смартфона. Мультики и игры на гаджетах позитивно на речь ребенка не влияют, так как он погружается в них и не практикует свои навыки.
Запрещать их или нет гаджеты это дело каждого родителя. Но если стоит задача разговорить малыша, то время просмотра мультфильмов необходимо свести к минимуму. Также, стоит избегать сложных и непонятных для ребенка слов. В возрасте 2-3 лет он еще не способен понимать абстрактные вещи.
Учитывайте особенности своего ребенка и при выборе игрушек, ориентируясь на конкретные интересы малыша. Для детей рекомендуются игрушки, издающие звуки или играющие мелодию, кубики, фигурки животных, конструкторы. Научите его вместе с вами собирать пазлы или играть в спокойные настольные игры.
Рекомендуем привлекать малыша к ежедневным заботам. Простые бытовые вещи будут развивать его способности. Дайте маленькому помощнику поиграть с гречкой или пощупать муку, развесьте вместе белье или протрите пыль. Все это благотворно влияет на моторику и расширит кругозор ребенка. Введите полезные привычки: утренние песни, ритмичные танцы, совместное чтение книг перед сном или игры в эмоции.
💁♂️ Если у вас есть вопросы о речевом развитии ребенка или о причинах задержки речи у малыша, подписывайтесь на нашу рассылку и мы разберемся в ситуации.